Идентификация алхимика с производимыми процессами отражена в тексте рассказа, который относят к Иранскому алхимику, Останесу (около III в. до н.э.), пояснявшего свои приключения в поиске алхимической панацеи:
В то время, как я исследовал часть, мне не удалась расшифровка на этом металлическом диске, и я услышал сильный глас, взывающий ко мне: «Человек, уходи прочь отсюда перед тем, как все Врата будут закрыты; ибо момент закрытия настал». Дрожа всем телом и опасаясь, что уже слишком поздно для того, чтобы уйти, я вышел. Когда я прошел через все врата, я встретил старика бесподобной красоты. «Подойди», — сказал он мне, —«человек, чье сердце жаждет сей науки. Я здесь, чтобы дать тебе понимание многих вещей, которые кажутся тебе неясными, и объяснить то, что остается сокрытым». Я подошел к старику, который затем взял мою руку и поднял свою собственную к небу... Я прославил Господа, который показал мне все это тайны мудрости и который сделал все тайны науки явными мне. Пока я пребывал в этом состоянии, трехтелое животное, чьи части пожирали одна другую, провозгласило сильным гласом: «Вся наука может совершенствоваться только мной, и во мне обнаруживается ключ науки...» Расслышав эти слова, старик сказал мне: «Человек, пойди и найди это животное, дай ему интеллект на твоем месте, жизненный дух на твоем месте, жизнь на твоем месте; тогда она подчинится тебе и даст тебе то, что тебе нужно», — когда я задавался вопросом, как я мог бы дать кому-то разум на моем месте, жизненный дух на моем месте... старик сказал: «Возьми тело, подобное твоему собственному, возьми из него то, о чем я тебе только что сказал, и отдай ему». Я сделал так, как указал мне старик, а затем я постиг всю науку как абсолютную, описанную Гермесом». (цитируется по Linadsay 1970, 150-51) Таинственное «трехтелое животное», упомянутое здесь, представляет собой конгломерат опыта ума, тела и духа, и оно образно «увидено» и пережито Останесом в его алхимической работе. Наставник, старик необычайной красоты, учит, что только благодаря сознательной концентрации своего внимания на преобразованиях на этих уровнях Останес может надеяться получить ключ к выбранной им науке. Но преобразования, к которым стремится Останес, на самом деле могут быть достигнуты только в результате сознательного отказа от старой идентичности. Такой отказ — это именно та задача, от которой большинство людей отступает из-за потребности в безопасности и ужаса перед хаотическими уровнями психики, которые регулярно препятствуют истинному раскрытию ее секретов.
Тайна человеческих отношений. Алхимия и трансформация самости. Натан Шварц-Салант